The procedure of establishment and organization of joint ventures and foreign enterprises

Most widely-spread forms of enterprises:

  • Open joint-stock companies
  • Closed joint-stock companies
  • Private foreign unitary enterprise
  • Limited liability companies
  • Additional responsibility companies


Documents needed for registration of joint ventures and foreign enterprises:
1. The title of the enterprise coordinated by one of the founders.
2. Application from the founders in written form.
3. Notarized copies or originals of founding documents (2 copies).
4. From founders – legal persons, residents of the Republic of Belarus (when starting a joint venture): a notarized copy of the estate owner’s decision or of the protocol of the founders’ general meeting, notarized copies of state registration certificate and of founding documents (the organization charter of the founding agreement  if there is one).
5. From founders – natural persons, residents of the Republic of Belarus (when starting a joint venture): a copy of the labour book (employment history), legalized by the stamp from the latest place of employment; or a copy of the pension certificate, legalized by the social security body at the place of residence; or a note from a work-agency.
6. From founders – foreign legal persons: legalized statement from the trade register of the country of origin or any other equivalent proof of the foreign investor’s legal status with a notarized translation into Russian/Belarusian languages.
7. From founders – foreign natural persons: passport xerocopy with a notarized translation into Russian/Belarusian languages.
8. Documents confirming the formation of the statutory fund (only for open joint-stock companies).
9. A letter of guarantee or other document, confirming the right to settle at its location.
10. Order of payment confirming the state registration payment (60 Euro).
11. The state registration can be applied for by attorney, if an authorized person is representing the interests of the legal person. Natural persons must be present at the registration in person (excluding the cases of unitary enterprises registration).
12. The statuary fund is announced in USD. Minimal amount of foreign investment – 20 thousand USD (the equivalent in other currency is accepted) or the property of the same value.
13. Not less than 50% of the statuary fund must be formed within one year from the date of registration (each founder contributes not less than 50 % of his share), the full amount must be contributed by the end of the second year from the registration date. In the case of open joint-stock companies the statuary fund is formed before state registration.

© 2019 RUE «NATIONAL CENTRE FOR MARKETING AND PRICE STUDY»
Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus

Порядок учреждения и регистрации СП и ИП

Порядок создания коммерческих организаций в Республике Беларусь, в том числе на территории свободных экономических зон и Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень», регулируется Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

В Республике Беларусь действует веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (http://egr.gov.by) (далее – веб-портал ЕГР), на котором размещена вся информация о необходимых для создания бизнеса документах, способах их представления в регистрирующие органы, контактная информация, а также сведения об ограничениях для вступающих в бизнес, о возможности проверки контрагента и запроса информации о нем и многое другое.

С помощью веб-портала ЕГР в электронном виде осуществляются следующие процедуры:
- согласование наименования юридического лица;
- государственная регистрация субъектов хозяйствования;
- онлайн-заполнение различных форм заявлений и уведомлений;
- получение информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Наиболее распространенные формы создания предприятий:

·             Открытое акционерное общество (ОАО).

·             Закрытое акционерное общество (ЗАО).

·             Частное иностранное унитарное предприятие (ЧИУП).

·             Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

·             Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

 

Документы для регистрации СП и ИП:  

1. Согласованное одним из учредителей название предприятия.

2. Письменное заявление учредителей.

3. Нотариально заверенные оригиналы или копии учредительных документов – в 2 экз.

4. От учредителей – юридических лиц Республики Беларусь (при создании СП): нотариально заверенная копия решения собственника имущества или протокола общего собрания учредителей, а также нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации и учредительных документов (устава и учредительного договора, если таковой имеется).

5. От учредителей – физических лиц Республики Беларусь (при создании СП): копия трудовой книжки, заверенная печатью организации по последнему месту работы; либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства; либо справка органа занятости.

6. От учредителей – иностранных юридических лиц: легализованная выписка из торгового регистра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора с нотариально заверенным переводом на белорусский (русский) язык.

7.  От учредителей – иностранных физических лиц: ксерокопия паспорта с нотариально заверенным переводом на белорусский (русский) язык.

8.  Документы, подтверждающие формирование уставного фонда (только для ОАО).

9.  Гарантийное письмо или иной документ, подтверждающий право на размещение предприятия по месту нахождения.

10. Платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию (60 евро).

11. Подать документы на регистрацию можно по доверенности, если уполномоченное лицо представляет интересы юридического лица. Физическим лицам необходимо лично явиться в регистрирующий орган (за исключением случаев регистрации унитарного предприятия).

12. Уставный фонд объявляется в USD. Минимальный размер вклада иностранного инвестора – 20 тыс. USD (может быть внесен эквивалент в другой валюте) или имущество на ту же сумму.

13. Сформировать уставный фонд необходимо не менее чем на 50% в течение первого года со дня регистрации (каждый из учредителей вносит не менее 50% своей доли), в полном объеме – до истечения двух лет со дня регистрации. В случае создания ОАО уставный фонд формируется в полном объеме до государственной регистрации.

© 2012 РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
Министерства иностранных дел Республики Беларусь