Приватизация

Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (определяет основные принципы, способы, условия и порядок приватизации, объекты и субъекты приватизации);

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (определяет перечень видов государственного имущества, которое не может быть приватизировано в силу своего функционального назначения);

Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» (устанавливает порядок эмиссии и обращения именных приватизационных чеков Республики Беларусь, их использования в период безвозмездной приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, государственные гарантии их владельцам);

Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (регулирует отдельные процедурные вопросы приватизации и обращения акций на рынке ценных бумаг).

10 сентября 2012 г. издан Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О внесении изменений и дополнения в Декреты Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 и от 14 апреля 2008 г. № 7», изменивший подходы к приватизации: от принципов планирования к индивидуальному («точечному») подходу к приватизации путем привлечения стратегического инвестора, способного обеспечить развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

В настоящее время в республике при наличии инвестора может быть рассмотрен вопрос о приватизации любого белорусского предприятия с учетом перспектив его развития, сферы экономической деятельности и региона, на территории которого предприятие осуществляет производственную деятельность. Главное чтобы приватизация была выгодна для государства, инвестора, трудового коллектива, и при этом инвестор обеспечивал устойчивое развитие приватизированного предприятия и выполнял условия приватизационной сделки.

На практике механизм осуществления приватизации сведен к трем этапам:

1. совместно с потенциальными инвесторами при участии заинтересованных органов государственного управления определяются условия приватизации;

2. решение о приватизации принимается в индивидуальном порядке, по республиканской собственности – Главой государства, а по коммунальной – местными исполнительными и распорядительными органами или органами местного самоуправления;

3. после принятия решения о приватизации, в случае наличия нескольких потенциальных инвесторов проводится открытый аукцион или конкурс, в котором может принять участие любой желающий. По итогам заключается договор (при наличии только одного претендента заключается прямой договор купли-продажи).

Четко определены государственные органы и организации (Государственный комитет по имуществу, отраслевые министерства и исполкомы, Национальное агентство инвестиций и приватизации), сопровождающие и направляющие потенциального инвестора, начиная от предоставления справочной информации об объектах приватизации и заканчивая оформлением сделки купли-продажи.

Приватизация объектов государственной собственности может осуществляться следующими способами:

1. продажа акций (долей в уставных фондах), принадлежащих государству, а также предприятий как имущественных комплексов на аукционе или в рамках конкурсных торгов;

2. продажа принадлежащих государству акций по результатам доверительного управления такими акциями.

Процедурные вопросы продажи государственных активов урегулированы в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1929 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества».

Законодательством предоставлена возможность приобретения государственного имущества единственным участником аукциона либо конкурса в случае, если аукцион (конкурс) признан несостоявшимся в силу того, что заявка на участие в нем подана только одним участником либо для участия в нем явился только один участник. При этом предмет аукциона (конкурса) продается этому участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на 5 процентов. Кроме того, инвесторы могут вносить денежный либо неденежный вклад в уставный фонд акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, с приобретением акций, принадлежащих государству, на сумму, эквивалентную вкладу инвестора.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций» существует возможность продажи нерентабельных государственных предприятий за одну базовую величину (по состоянию на 1 января 2017 г. около 9 евро) или по льготной цене.

Справочно. В соответствии с законодательством Республики Беларусь, в отличие от законодательства ряда стран СНГ, объекты недвижимости не являются объектами приватизации.

На законодательном уровне закреплен принцип транспарентности проведения приватизации. Все значимые этапы процесса приватизации, включая сведения о проданных объектах раскрываются посредством опубликования в СМИ и размещения на официальных сайтах государственных органов (Государственного комитета по имуществу (http://gki.gov.by), Национального агентства инвестиций и приватизации (http://investinbelarus.by), республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома).

© 2017 РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
Министерства иностранных дел Республики Беларусь