Свободные экономические зоны

К важнейшим целям в деятельности развития свободных экономических зон (СЭЗ) относится стимулирование создания и развития производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объема экспорта. Как и во всем мире, режим СЭЗ предоставляет предприятиям возможность работать в специальных льготных условиях.

В Республике Беларусь действуют шесть свободных экономических зон:
”Брест“ (1996), www.fez.brest.by,
”Витебск“ (1999), www.fez-vitebsk.com,
”Гомель – Ратон“ (1998) www.gomelraton.com,
”Гродноинвест“ (2002), www.grodnoinvest.com,
”Минск” (1998) www.fezminsk.by,
”Могилев“ (2002) www.fezmogilev.by.

К важнейшим целям развития СЭЗ относятся стимулирование создания и развития производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объема экспорта. Как и во всем мире, специальный таможенный, регистрационный и налоговый режим СЭЗ предоставляет предприятиям возможность работать в особых льготных условиях.

В настоящее время в Беларуси функционируют шесть свободных экономических зон: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест».

Справочно. На конец сентября 2017 г. в качестве резидентов СЭЗ зарегистрировано 413 компаний, на которых занято свыше 121 тыс. человек.

Для всех белорусских СЭЗ установлен единый специальный правовой режим деятельности их резидентов.

Для получения статуса резидента СЭЗ необходимо выполнение следующих условий:

объем инвестиций в реализацию проекта не менее 1 млн. евро (или 500 тыс. евро при условии их инвестирования в течение 3 лет с даты регистрации).

создание и (или) развитие производства, ориентированного на экспорт и (или) импортозамещение.

Справочно. Резидентам СЭЗ запрещена следующая деятельность:

производство, переработка, хранение, реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств; радиоактивных и наркотических средств, психотропных веществ;

производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;

производство табачных изделий;

изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

лотерейная деятельность;

подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;

лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;

лечение животных с особо опасными заболеваниями;

деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за границей.

Резидентам СЭЗ предоставляются следующие льготы и преференции:

1. прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение 10 лет; в дальнейшем применяется пониженная на 50% ставка налога на прибыль (но не более чем 12%);

2. освобождение от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории соответствующей СЭЗ, независимо от направления их использования;

3. освобождение от уплаты земельного налога за земельные участки:

на период проектирования и строительства объектов, но не более пяти лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ;

с 01.01.2017 по 31.12.2021 независимо от направления их использования;

4. освобождение от уплаты арендной платы за земельные участки независимо от направления их использования;

5. освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентом СЭЗ для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

6. финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ, в первоочередном порядке за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах, в случае реализации резидентом СЭЗ инвестиционного проекта с заявленным объемом инвестиций более 10 млн. евро.


Пошаговый алгоритм действий инвестора при организации деятельности в СЭЗ в качестве ее резидента прилагается.

Особенности налогообложения отдельных видов экономической деятельности (СЭЗ, ПВТ):

Таможенное регулирование

Основными документами, регламентирующими порядок и условия применения таможенного законодательства для резидентов СЭЗ, являются Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

Единую таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее ‒ таможенная территория Союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Армения. Пределы таможенной территории Союза являются таможенной границей Союза.

Для каждого резидента СЭЗ по его заявлению, решением администрации СЭЗ по согласованию с таможней в регионе деятельности которой находится резидент СЭЗ, определяются пределы свободной таможенной зоны (далее ‒ СТЗ).

При помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ товары размещаются и используются в пределах территории СТЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

Справочно. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус товаров таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру СТЗ, приобретают статус товаров Таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров таможенного союза, приобретают статус иностранных товаров.

Таможенные льготы при вывозе товаров за пределы территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ:

1. освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, при помещении резидентами СЭЗ под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, изготовленных (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ;

2. освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (по сырью, помещенному под таможенную процедуру СТЗ) при вывозе готовой продукции за пределы таможенной территории Союза.

Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень»

Стратегическим и самым масштабным проектом двустороннего сотрудничества является Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень».

Индустриальный парк «Великий камень» представляет собой территориальное образование площадью порядка 11 247 га с особым правовым режимом для обеспечения комфортных условий ведения бизнеса.

Индустриальный парк находится в Смолевичском районе Минской области в 25 км от столицы Республики Беларусь г. Минска. Выгодное территориальное расположение обусловлено непосредственной близостью парка к национальному аэропорту Минск, железной дороге, транснациональной автомобильной магистрали М1 Берлин-Москва, а также доступом к Клайпедскому порту на побережье Балтийского моря на расстоянии 500 км.

Согласно генеральному плану на территории парка будут размещены производственные и жилые зоны, офисные и торгово-развлекательные комплексы, финансовый и научно-исследовательский центры.

В настоящее время строительство парка идет достаточно быстрыми темпами, уже практически завершена подготовка стартовой площадки парка, идет приемка в эксплуатацию инженерно-транспортной инфраструктуры. Уже сегодня для будущих резидентов парка есть возможность получить точки подключения к инфраструктуре, проектировать и строить свои объекты.

В качестве резидентов индустриального парка могут выступать любые компании независимо от страны происхождения капитала. Критериями для регистрации в качестве резидентов парка являются:

основные направления реализации инвестиционных проектов ‒ машиностроение, электроника и телекоммуникации, фармацевтика, тонкая химия, биотехнологии, новые материалы, комплексная логистика, электронная коммерция, деятельность, связанная с хранением и обработкой больших объемов данных, социально-культурная деятельность, осуществление НИОКР.

заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта ‒ не менее 5 млн. долл. США (при реализации инвестиционного проекта по осуществлению НИОКР – не менее 500 тыс. долл. США); заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица (за исключением осуществления НИОКР), претендующего на его регистрацию в качестве резидента парка, может составлять сумму, эквивалентную не менее 500 тыс. долл. США при условии осуществления инвестиций в указанном объеме в течение 3 лет со дня регистрации в качестве резидента парка.

На конец сентября 2017 г. в индустриальном парке зарегистрировано 36 субъектов хозяйствования, в том числе 19 – в качестве резидентов парка.

26 мая 2017 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – указ), принятый во исполнение Директивы Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 в целях обеспечения сохранения наилучшего правового режима для резидентов индустриального парка по сравнению с другими льготными режимами ведения коммерческой деятельности в Республике Беларусь и странах ЕАЭС.

В указе акцент сделан на либерализацию и оптимизацию законодательства в сфере земельных, валютных, трудовых отношений, миграции, таможенного регулирования, проектирования, строительства и приемки объектов индустриального парка; расширение предоставляемых налоговых льгот с учетом сохранения конкурентоспособности режима индустриального парка; снижение стоимости энергоресурсов; упрощение таможенного администрирования; повышение качества обслуживания инвесторов и упрощения процедуры получения государственных услуг (административных и иных процедур); расширение функций, повышение роли и полномочий администрации парка, а также межправительственного координационного совета парка.

Резидентам индустриального парка при осуществлении деятельности в парке предоставляется режим наибольшего экономического благоприятствования по сравнению с иными режимами ведения предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Общая система налогообложения в Парке предусматривает:

освобождение от налога на недвижимость по объектам в парке, земельного налога по участкам в парке для резидентов и совместной управляющей компании – на весь срок действия специального правового режима (то есть до 14 июня 2062 г.);

освобождение от налога на прибыль в отношении прибыли резидентов парка от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории парка, – на срок 10 лет с первого налогового периода, в котором у резидента возникла прибыль от реализации указанных товаров (работ, услуг), затем уплата налога производится по ставке, уменьшенной на 50% от действующей – до окончания срока действия специального правового режима;

не включение курсовых разниц в состав внереализационных доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль;

освобождение резидентов и совместной управляющей компании от НДС при приобретении работ и услуг на территории страны для реализации инвестиционных проектов;

послабления по уплате подоходного налога – 9% (до 01.01.2027) и отчислений в ФСЗН – освобождены в части доходов, превышающих среднюю по республике месячную заработную плату.

Преимущества парка:

обслуживание резидентов по принципу «одна станция»;

cнижение цен на энергоносители:

снижение цен на природный газ для резидентов парка и совместной управляющей компании за счет их формирования только на основании затрат газоснабжающих организаций на его приобретение и отпуск;

формирование цен на электрическую энергию, отпускаемую совместной управляющей компанией, без учета ограничений, установленных законодательством, в том числе установление скидки резидентам парка в порядке, определяемом этой компанией. Данная норма действует до 1 января 2028 г.;

возможность функционирования в индустриальном парке «территориальной» или «бондовой» зоны, на которой предусмотрен ряд упрощений в области таможенного регулирования;

возможность строительства объектов в индустриальном парке по иностранным нормам без адаптации проекта к белорусским нормам либо с адаптацией в упрощенном порядке (в обоих случаях обязательны заключения государственных экспертиз), выбор подрядчиков и инженерных организаций без проведения процедур закупки и свободное формирование цен в строительстве, упрощение процедуры принятия в эксплуатацию построенных в парке объектов;

сокращение сроков осуществления ряда процедур: принятие решений о предоставлении (изъятии) земельного участка в 3-дневный срок (ранее – 10 дней), принятие объектов в эксплуатацию не позднее 30 дней (ранее срок не устанавливался), согласование администрацией парка перечня товаров (работ, услуг), по которым предоставляется вычет сумм НДС, – 5 рабочих дней (ранее – 15 календарных дней), принятие решения о выдаче специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью иностранным гражданам – 5 календарных дней (ранее – 7 календарных дней);

проведение ряда валютных операций без учета требований валютного законодательства, объявление и формирование уставных фондов резидентов парка и совместной управляющей компании в иностранной валюте;

свободное ценообразование без установления квот на продукцию, произведенную в индустриальном парке;

безвизовый въезд лицам, заинтересованным в инвестировании в индустриальный парк или уже инвестирующим на этой территории, на срок до 180 дней;

возможность регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых для строительства объектов парка, в жилых помещениях, не являющихся объектами жилищного фонда (то есть в строительных городках);

стабилизационная оговорка.

 

Наименование

Место расположения, юридический адрес, телефон, факс, E-mail, официальный интернет-сайт

Китайско-Белорусский индустриальный парк ”Великий камень“

Республика Беларусь, 222223, Минская область, Смолевичский район, Заболотский с/с, д. Станок-Водица, ул. Заводская, д.1

 

+375 (17) 396 09 13

 

administration@industrialpark.by

 

www.industrialpark.by

Свободная экономическая зона «Брест»

Республика Беларусь, 224030,

г. Брест, ул. Коммунистическая, 23

+375 (162) 20 46 31

+375 (162) 20 08 83

info@fez.brest.by

www.fez.brest.by

Свободная экономическая зона «Витебск»

Республика Беларусь, 210040,

г. Витебск, ул. 1-я Журжевская, 4

+375 (212) 65 30 45

info@fez-vitebsk.by

www.fez-vitebsk.by

Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон»

Республика Беларусь, 246061,

г. Гомель, ул. Федюнинского, 17

+375 (232) 68 27 90

+375 (232) 68 27 21

info@gomelraton.com

www.gomelraton.com

Свободная экономическая зона «Гродноинвест»

Республика Беларусь, 230005,

г. Гродно, ул. Горького, 91A

+375 (152) 43 01 75

+375 (152) 43 12 18

info@grodnoinvest.com

www.grodnoinvest.by

Свободная экономическая зона «Минск»

Республика Беларусь, 220002,

г. Минск, ул. Кропоткина, 44

+375 (17) 327 46 96

info@fezminsk.by

www.fezminsk.by

Свободная экономическая зона «Могилев»

Республика Беларусь, 212030,

г. Могилев, ул. Ленинская, 63

+375 (222) 31 01 48

+375 (222) 31 15 81

info@fezmogilev.by

www.fezmogilev.by

 

Инвестиционные предложения

 размещены на официальном сайте ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» по ссылке http://www.investinbelarus.by/investbase/offers/.

  

© 2017 РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
Министерства иностранных дел Республики Беларусь