Свободные экономические зоны

К важнейшим целям в деятельности развития свободных экономических зон (СЭЗ) относится стимулирование создания и развития производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объема экспорта. Как и во всем мире, режим СЭЗ предоставляет предприятиям возможность работать в специальных льготных условиях.

В Республике Беларусь действуют шесть свободных экономических зон:
”Брест“ (1996), www.fez.brest.by,
”Витебск“ (1999), www.fez-vitebsk.com,
”Гомель – Ратон“ (1998) www.gomelraton.com,
”Гродноинвест“ (2002), www.grodnoinvest.com,
”Минск” (1998) www.fezminsk.by,
”Могилев“ (2002) www.fezmogilev.by.

В СЭЗ работает 445 резидентов, занято свыше 131 тыс. человек.

Основными документами, регулирующими деятельность СЭЗ на территории Республики Беларусь, являются:
Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня  2010 г.;
Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 ”О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь“;
Налоговый кодекс Республики Беларусь;
Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З ”О свободных экономических зонах“;
Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66 ”Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон“.

Основные преференции в СЭЗ:
• освобождение прибыли резидентов СЭЗ, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли, а после истечения указанного срока резидент СЭЗ уплачивает налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50%. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12%;
• освобождение от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования;
• освобождение от государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (применяется с 1 января 2012 г. для резидентов СЭЗ, зарегистрированных с 1 января 2012 г., и с 1 января 2017 г. для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 1 января 2012 г.);
• освобождение от земельного налога на земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых с 1 января 2012 г., для строительства объектов ‒ на период проектирования и строительства этих объектов, но не более пяти лет с даты указанной регистрации. Резиденты СЭЗ, зарегистрированные в качестве таковых до 1 января 2012 г., вправе применять указанную льготу в период проектирования и строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 1 января 2017 г. и не более пяти лет с указанной даты;
• финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых Государственной инвестиционной программой и местными бюджетами на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке.

Пошаговый алгоритм действий инвестора при организации деятельности в СЭЗ в качестве ее резидента прилагается.

Особенности налогообложения отдельных видов экономической деятельности (СЭЗ, ПВТ):

• Налогообложение в свободных экономических зонах

В Беларуси функционирует шесть свободных экономических зон (далее – СЭЗ):  СЭЗ «Минск», СЭЗ «Брест», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест», СЭЗ «Витебск».

СЭЗ - это часть территории Республики Беларусь с  определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой СЭЗ устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.

В частности, Налоговым кодексом Республики Беларусь для резидентов СЭЗ установлены особенности налогообложения в СЭЗ в виде перечня налоговых льгот.

Особенности налогообложения в СЭЗ распространяются на реализацию резидентами СЭЗ:
- за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам товаров (работ, услуг) собственного производства;
- за пределами Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам товаров собственного производства;
- на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров;
- товаров (работ, услуг) собственного производства другим резидентам СЭЗ.

В отношении указанной реализации резиденты СЭЗ:  
- освобождаются от налога на прибыль применительно к прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли;
- по истечении такого периода применяют ставку налога на прибыль, уменьшенную  на 50 процентов от общеустановленной ставки, к прибыли от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства.

Резиденты СЭЗ освобождаются:
- от налога на недвижимость по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования, если они осуществляют реализацию, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ;
- от земельного налога за земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых с 1 января 2012 года, для строительства объектов - на период проектирования и строительства этих объектов, но не более пяти лет с даты указанной регистрации;
- от государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентом СЭЗ для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
 
• Налогообложение резидентов Парка  высоких технологий
 
Компании, занятые в сфере информационных технологий и развивающие бизнес в Беларуси в этом направлении, могут воспользоваться льготным порядком налогообложения Парка высоких технологий (далее – ПВТ), установленным  Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12  «О Парке высоких технологий». Применение указанного порядка ПВТ требует регистрации компании в качестве резидента ПВТ. Резидентами парка регистрируются организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере создания программного обеспечения информационных систем, а также в области естественных и технических наук (научно-исследовательские, опытно-технологические работы).

Резиденты ПВТ освобождаются:
- от налога на прибыль;
- от налога на добавленную стоимость (в отношении экспорта товаров - ставка НДС 0% в общем порядке);
- от оффшорного сбора с дивидендов;
- от налога на недвижимость по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории ПВТ, за исключением таких объектов, сдаваемых ими в аренду;
- от земельного налога на период строительства, но не более чем на три года.

Доходы физических лиц, получаемые от резидентов ПВТ, облагаются подоходным налогом по ставке 9 процентов.
               
• Налогообложение субъектов хозяйствования с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности

В целях  повышения инвестиционной привлекательности регионов Республики Беларусь, стимулирования создания на территории средних, малых городских поселений и сельской местности новых производств, их поддержки на этапе становления принят Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6), вступивший в силу с 1 июля 2012 г.

В соответствии с Декретом № 6 коммерческие организации, находящиеся на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на данных территориях деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7-ми календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать:
- налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
- налог на недвижимость со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, за исключением сверхнормативного незавершенного строительства.

Аналогичные налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на недвижимость предусмотрены для обособленных подразделений (филиалов), расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и исполняющих налоговые обязательства создавшей их коммерческой организации.
 
• Особенности налогообложения в Китайско-Белорусском индустриальном парке "Великий камень" http://www.nalog.gov.by/ru/osobennosti-nalogooblojeniya-otd-vidov-ek-deyat-ru/».


В республике создан Китайско-Белорусский индустриальный парк "Индустриальный парк "Великий камень" (далее – КБИП) (Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 326).

В качестве резидентов КБИП могут быть зарегистрированы организации, созданные в Республике Беларусь, с местом нахождения на территории парка и реализующие (планирующие реализовать) на территории парка инвестиционные проекты, предусматривающие осуществление хозяйственной деятельности на территории парка по основным направления деятельности  парка - создание и развитие производств в сферах электроники, фармацевтики, тонкой химии, биотехнологий, машиностроения, новых материалов, а их дополняющими - осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в данных сферах, а  также создание и развитие логистики;

Резиденты КБИП в течение 10 календарных лет, с даты регистрации в качестве резидента парка освобождаются от:
- налога на прибыль в части прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
- налога на недвижимость по всем объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории парка, независимо от направления их использования;
- земельного налога за земельные участки в границах парка;

В последующие 10 календарных  лет резиденты КБИП уплачивают налог на прибыль, земельный налог, налог на недвижимость по ставкам, уменьшенным на 50%.

Они имеют право на вычет в полном объеме сумм НДС уплаченных при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства и оснащения зданий и сооружений, расположенных на территории парка.

Ставка налога на прибыль (доходы) по дивидендам и приравненным к ним доходам, начисленным  резидентами КБИП их учредителям (участникам),  составляет 0 процентов в течение пяти календарных лет с даты объявления первой прибыль.

Ставка налога на доходы по роялти, начисленным резидентами КБИП иностранным юридическим лицам, составляет 5 процентов до 1 января 2027 года.

Доходы физических лиц по трудовым договорам с резидентами КБИП облагаются подоходным налогом по ставке 9 процентов.

• Инвестиционный договор с Республикой Беларусь

В Беларуси наиболее крупные (значимые) инвестиционные проекты, в том числе по строительству объектов недвижимости,  могут реализовываться по инвестиционным договорам, заключенным инвестором (инвесторами) с Республикой Беларусь в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь   от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).

Так, Декрет № 10 в отношении инвестора и (или) созданной им в Республике Беларусь  организации (с его участием) предусматривает освобождение:
- от земельного налога или арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство указанных объектов;
- от НДС и налога на прибыль, возникающих в связи с безвозмездной передачей для целей реализации инвестиционного проекта объектов основных средств в собственность инвестора и (или) созданной им организации (с его участием);
- от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для реализации инвестиционного проекта;
- от государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Кроме того, инвестор и (или) созданная им организация (с его участием) имеют право на  вычет  в полном объеме сумм НДС, уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства и оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Также Декрет № 10 привлекателен для инвестора с позиции возможности получения дополнительных (исключительно для реализации конкретного проекта) льгот и преференций, учитывающих специфику проекта.
 

 

 

 

 

© 2012 РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
Министерства иностранных дел Республики Беларусь