Транспорт

Транспортный комплекс Республики Беларусь образуют автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный виды транспорта. Современная развитая транспортная инфраструктура обеспечивает пути, соединяющие страны Евросоюза с Россией, Казахстаном, Китаем и другими. Благодаря этому открываются широкие возможности для транзита пассажиров и грузов через республику.

Основной задачей  государственной политики в сфере транспорта Беларуси является формирование эффективной, стабильно и безопасно функционирующей транспортной системы, позволяющей обеспечить потребности страны в перевозках, а также создать условия для реализации ее транзитного потенциала.

Выгодное географическое положение Республики Беларусь, наличие современных мультимодальных транспортных коридоров, развитие экспорта транспортных услуг являются одними из основных составляющих стабильного развития экономики республики.
 

Правовое регулирование
 
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:

- реализует единую дорожно-транспортную политику, направленную на создание условий для удовлетворения потребностей экономики и населения в транспортных услугах;

- осуществляет государственное регулирование и управление в области автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, городского электрического транспорта и метрополитена, гражданской авиации и использования части воздушного пространства Республики Беларусь, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов выполнения авиационных работ, аэродромов гражданской авиации и аэропортов, дорожной деятельности, транспортной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- осуществляет координацию деятельности других республиканских органов государственного управления в пределах своей компетенции.

 

Дорожное хозяйство

Переход Республики Беларусь к социально ориентированной рыночной экономике создал основу для ее интеграции в мировой процесс разделения труда. Увеличение объемов перевозок обуславливает новые, более высокие требования к качеству сети автомобильных дорог и их инфраструктуры. В этом аспекте развитие всего дорожного хозяйства Правительство страны считает первостепенной задачей.

Главными приоритетами в государственной дорожной политике являются рациональное развитие и улучшение технического состояния сети автомобильных дорог общего пользования для удовлетворения потребностей экономики и населения республики в автотранспортных связях, создание условий для развития социальной сферы, а также интеграция магистральных дорог в Европейскую транспортную систему и в единую сеть международных автомагистралей Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества. Функции по реализации дорожной политики возложены на Министерство транспорта и коммуникаций.

Дорожное хозяйство Беларуси представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя сеть автомобильных дорог общего пользования, производственные базы дорожных организаций, осуществляющих проектирование, содержание, ремонт, реконструкцию, строительство, диагностику автомобильных дорог, проведение научных исследований, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных материалов и иную деятельность, связанную с обеспечением надежного функционирования дорожной сети.

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 86,7 тыс. километров, в том числе 15,7 тыс. километров – республиканских и 71,0 тыс. километров местных дорог. На дорогах имеется 5,3 тыс. мостов и путепроводов общей длиной 181 километр.

По территории Республики Беларусь проходят 5 международных автомобильных дорог категории «Е», а также II Трансъевропейский транспортный коридор (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород), IX Трансъевропейский транспортный коридор (Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва/Псков - Киев - Кишинев - Бухарест - Димитровград - Александрополис) и его ответвление IX B (Калининград/Клайпеда - Каунас - Вильнюс - Минск - Киев).

Дорожными организациями постоянно обеспечивается поддержание транспортно-эксплуатационного состояния входящих в состав трансъевропейских транспортных коридоров автомобильных дорог в соответствии с международными требованиями за счет обеспечения их надлежащего содержания, своевременного проведения текущих ремонтов, повышения безопасности дорожного движения, улучшения информации для водителей, внедрения системы маршрутного ориентирования, улучшения качества инженерного обустройства. Развитие объектов придорожного сервиса осуществляется за счет привлечения финансовых средств частных инвесторов.

Следует отметить, что в конце 2014 года Совет Министров утвердил Государственную программу по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 годы.

Главной задачей программы является улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог. Для ее выполнения выработаны следующие стратегические направления:

- модернизация автодорог с повышением их несущей способности до 11,5 тонны на одиночную ось на протяжении не менее 2758 км;

- реконструкция и возведение по параметрам I категории автодорог, соединяющих г. Минск с областными центрами, и других грузонапряженных участков протяженностью 521 км с доведением их до международных стандартов;

- возведение Второй кольцевой автодороги вокруг г. Минска;

- внедрение новой системы содержания дорог на основе государственных стандартов и нормативного метода;

- устройство усовершенствованного покрытия на всех (185 км) гравийных участках республиканских дорог;

- реконструкция и капитальный ремонт мостов и путепроводов, в первую очередь находящихся в предаварийном состоянии, с доведением их параметров до требований технических нормативных правовых актов;

- внедрение при выполнении дорожных работ новейших технологий и материалов, позволяющих улучшить качество и увеличить срок службы дорожных объектов;

- обеспечение экологической безопасности при осуществлении дорожной деятельности;

- дальнейшее развитие объектов придорожного сервиса, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства;

- введение платы за проезд на республиканских автодорогах с доведением их протяженности к 2020 году до 1968 км;

- улучшение материально-технической базы организаций республиканского дорожного хозяйства.

Реализация Госпрограммы при достаточном финансировании позволит улучшить транспортно-эксплуатационное состояние сети республиканских дорог и даст положительный экономический эффект для всего народного хозяйства Беларуси.
 

Транспортная инспекция

Выполнение работ, связанных с обеспечением выдачи Минтрансом специальных разрешений (лицензий) на право осуществления соответствующих видов деятельности, контроль за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства в области транспортной деятельности на территории Республики Беларусь, контроль в пунктах пропуска за соблюдением требований и условий международных автоперевозок, а также контроль за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств через государственную границу Республики Беларусь осуществляет Транспортная инспекция.
 
В 2015 году Транспортная инспекция произвела обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов с 50 государствами.
 
В настоящее время на белорусском участке внешней границы Евразийского экономического союза функционируют 24 автодорожных пункта пропуска.

 

Автомобильный транспорт

Общая протяженность маршрутной сети Беларуси по всем видам регулярного автобусного сообщения составляет около 210 тысяч километров.
 
Автобусная маршрутная сеть республики обслуживается организациями автомобильного транспорта, подведомственными областным исполнительным комитетам и минскому городскому исполнительному комитету, а также другими перевозчиками государственной и негосударственной формы собственности.
 
Ежедневно регулярными автобусными маршрутами перевозится более 4 миллионов пассажиров. Обслуживание пассажиров осуществляется на 244 пассажирских терминалах, в том числе на 35 автовокзалах, 101 автостанции.
 
Интеграция транспортного комплекса в международную транспортную систему, внедрение в перевозочный процесс достижений науки и техники способствуют стабильной и эффективной работе пассажирского и грузового автотранспорта Республики Беларусь.
 
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О дорожном движении» в республике создана сеть диагностических станций и пунктов технического контроля, оснащенных самым современным оборудованием и обеспечивающих в полном объеме потребности в техническом осмотре транспортных средств. На основании Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении выдаются республиканским унитарным сервисным предприятием "Белтехосмотр".
 

Белорусская железная дорога

Белорусская железная дорога – лидер национальной системы перевозок. Являясь одним из важнейших транспортных комплексов страны, она успешно развивается и обеспечивает почти 70% грузооборота всех видов транспорта общего пользования. Единая и слаженная система железнодорожного транспорта позволяет отрасли успешно строить работу по-новому, разрабатывать и внедрять новейшие передовые технологии, обеспечивать безопасность, бесперебойность и надежность функционирования сложнейшего транспортного комплекса страны. Выгодное расположение белорусской железной дороги на стыке колеи 1435 мм и 1520 мм предопределяет её важную роль в качестве связующего звена между Европой и Азией в направлениях Восток – Запад – Восток и Север – Юг.

Эксплуатационная длина белорусской железной дороги составляет свыше 5,5 тысячи километров, из них одна тысяча километров электрифицирована. Электрификация железнодорожных линий является одним из приоритетных направлений развития железнодорожного транспорта в целях повышения транзитной привлекательности участков международных транспортных коридоров, проходящих по территории Республики Беларусь. Это: II Общеевропейский транспортный коридор сообщением страны ЕС – Россия и далее через Транссибирскую магистраль и Казахстан в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также IX Общеевропейский транспортный коридор между странами Балтии и Причерноморья и далее в страны Средиземноморья и Ближнего Востока.

Перевозки в континентальные страны Евросоюза и обратно по II и IX общеевропейским транспортным коридорам имеют важное значение для курсирования между странами Балтии и Причерноморья.

При этом следует отметить, что II Общеевропейский ттранспортный коридор, а с 2015 года и ответвление IX B Общеевропейского транспортного коридора в части железной дороги по территории Республики Беларусь будут полностью электрифицированными, что позволит увеличить скорость поездов, уменьшить операционные издержки и снизить экологические нагрузки от деятельности железнодорожного транспорта. Реализация инвестиционных проектов по электрификации участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи, Молодечно – Гудогай – госграница, входящих в IХ Международный транспортный коридор, осуществляется с участием китайской стороны.

В 2015 году будут завершены работы по электрификации участка Гомель - Жлобин и начаты работы по электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница.

Белорусская железная дорога проводит целенаправленную работу по повышению транзитной привлекательности железнодорожного транспорта. Особое внимание уделяется перевозкам прямыми ускоренными контейнерными поездами. В настоящее время по белорусским железным дорогам регулярно курсируют почти два десятка контейнерных поездов http://www.rw.by/cargo_transportation/container_transportation/accelerated_trains/, количество которых постоянно увеличивается.

Ускоренные контейнерные перевозки – одно из приоритетных направлений в развитии грузового железнодорожного транспорта как в Республике Беларусь, так и во всем мире. Эффективное использование потенциала страны как транспортного моста между Западом и Востоком на едином евразийском транспортном пространстве невозможно без глобальной контейнеризации железнодорожных грузопотоков. Широкое применение контейнеров позволяет удовлетворять постоянно растущие требования к железнодорожным перевозкам. В 2014 году контейнерные перевозки в сообщении Китай – Западная Европа – Китай увеличились более чем в 3,1 раза.

Учитывая мировую тенденцию контейнеризации перевозок грузов, Белорусская железная дорога активно участвует в реализации новых проектов в данной сфере. По итогам работы за 6 месяцев 2015 г. достигнута положительная динамика роста контейнерных перевозок в сообщении Китай – Западная Европа – Китай до 20,1 тыс. контейнеров в ДФЭ (рост в 2,4 раза) к аналогичному периоду 2014 года.

Для обеспечения прямого присутствия на китайском транспортно-логистическом рынке в мае 2015 года открыто представительство ООО «Белинтертранс - Германия» в г. Пекине.

В рамках развития двусторонних отношений Белорусской железной дорогой реализуется ряд инвестиционных проектов, связанных с модернизацией, обновлением и развитием железнодорожной инфраструктуры с предоставлением финансовой поддержки  Экспортно-импортным банком Китая.

Белорусской железной дорогой проводится целенаправленная работа по развитию сотрудничества с администрациями железных дорог иностранных государств.

В рамках межправительственной Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) разрабатываются конкретные меры, предусматривающие дальнейшее развитие международных железнодорожных перевозок в сообщении Европа – Азия – Европа, решение эксплуатационных, технических и экологических вопросов в сфере железнодорожного транспорта. Белорусская железная дорога активно участвует в формировании общих принципов транспортной политики стран – членов ОСЖД, включая комбинированные перевозки между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, в актуализации транспортного права, применяемого в международном пассажирском и грузовом сообщениях.

Важное значение для Белорусской железной дороги является сотрудничество с Международным союзом железных дорог (МСЖД). Участие специалистов БЖД в Миссии «Восток – Запад», Интеграционной группе железных дорог СНГ и Балтии с шириной колеи 1520 мм, Миссии высоких скоростей «Зона Восток» по проблемам развития скоростного и высокоскоростного движения, а также в других руководящих и исполнительных органах МСЖД создает предпосылки для дальнейшей интеграции Белорусской железной дороги в общеевропейскую транспортную сеть и повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в евроазиатском сообщении.

Белорусская железная дорога придает важное значение сотрудничеству с Экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихоокеанского региона в части организации демонстрационных поездов из Китая, Кореи, Японии в страны Восточной и Западной Европы.

 

Авиация

В Республике Беларусь имеется 6 международных аэропортов: Национальный аэропорт Минск, Брест, Витебск, Гомель, Гродно и Могилев, из которых осуществляются международные регулярные и чартерные пассажирские и грузовые перевозки.

Национальный аэропорт Минск допущен к обеспечению полётов по II категории ИКАО и может принять воздушные суда типа Ан-124, Ил-96, Боинг-747, Боинг-777, А-330, Эмбраер-195 и классом ниже. Завершена реконструкция аэровокзального комплекса Национального аэропорта Минск с созданием современного международного пассажирского транзитного терминала и окончено строительство первой очереди перрона с расширением мест стоянок воздушных судов.

Слайд 1.

 
Областные аэропорты предназначены для эксплуатации воздушных судов типа Ил-76, Боинг-737,Боинг-757, А-319, Эмбраер-175 и классом ниже.

ОАО «Авиакомпания «Белавиа» является основным авиационным пассажирским перевозчиком Республики Беларусь, осуществляющим регулярные и нерегулярные (чартерные) международные полеты.

Авиакомпания «Белавиа» является членом Международной ассоциации перевозчиков (ИАТА), объединяющей более 220 авиакомпаний мира.

Парк воздушных судов авиакомпании представлен самолетами Боинг 737/800, Боинг-737/500, Боинг-737/300, Эмбраер-195, Эмбраер-175, CRJ-100/200 ТУ-154М. Самолеты Ту-154М будут выведены из эксплуатации в 2016г.

Слайд 2
 

ОАО «Авиакомпания «Трансавиаэкспорт» является эксплуатантом воздушных судов типа Ил-76ТД, предназначенных для перевозки крупногабаритных грузов общим весом до 45 тонн и объемом до 190 м3. Воздушные суда авиакомпании участвуют в перевозке грузов по гуманитарным программам ООН, выполняют чартерные грузовые рейсы  в Антарктиду, обеспечивают потребности белорусского рынка.

Слайд 3

 
Столица нашей республики связана регулярным воздушным сообщением со столицами и крупными промышленными и курортными городами государств СНГ, столицами, крупными промышленными и туристическими центрами государств Евросоюза, Ближнего Востока, куда в общей сложности выполняется более 70 регулярных и чартерных рейсов.

В рамках коммерческого сотрудничества авиакомпаний осуществляется отправка пассажиров через Абу-Даби в Австралию и Вьетнам, через Амстердам, Вену, Хельсинки - в США, Канаду и ряд государств Африки и Латинской Америки.

Через воздушное пространство Республики Беларусь ежегодно осуществляют пролет около 1100 авиакомпаний из 97 стран, и из года в год их число увеличивается.

Проводится постоянная работа по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, модернизации воздушного флота, развитию и освоению новых рынков авиаперевозок, в том числе по формированию транзитных перевозок через Республику Беларусь, по модернизации и развитию объектов наземной инфраструктуры аэропортов, техническому переоснащению и обновлению средств аэронавигационного обеспечения, освоению новых видов технического обслуживания и ремонта воздушных судов.

В текущем году предстоит:

- обеспечить начало реализации проекта по разработке проектно-сметной документации на строительство в Национальном аэропорту Минск новой искусственной взлетно-посадочной полосы, отвечающей современным требованиям и позволяющей круглосуточно принимать все типы воздушных судов, с оборудованием её системой точного захода на посадку по III категории ИКАО;

- продолжить реализацию проекта по строительству авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта Минск.


Морской и речной транспорт

Водный транспорт, являясь составной частью транспортного комплекса Республики Беларусь, обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях протяженностью около 2,0 тысяч километров в приречные пункты и переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах судоходных рек республики: Припять, Днепр, Сож, Березина, Неман, Западная Двина. По территории республики проходит водный путь, включенный в состав европейских внутренних водных путей международного значения, – система Буг – Днепро-Бугский канал – Припять – Днепр – с выходом в Чёрное море. Речные порты Гомель, Бобруйск, Мозырь имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов, следующих в смешанном сообщении. Портовое хозяйство оснащено высокопроизводительными плавучими и портальными кранами, грузовыми механизированными линиями скоростной обработки судов.

Речной флот Беларуси сегодня – это прогулочные суда пригородных линий, высокоманёвренный буксирный флот, несамоходные грузовые суда и суда специального назначения.
 
Республика Беларусь, являясь внутриконтинентальным государством, создает собственный морской торговый флот и осваивает новые грузопотоки экспортных грузов в страны дальнего зарубежья.
 
В соответствии с Программой развития внутреннего водного и морского транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2010 № 1895, приобретение морских судов планируется осуществить за счет иностранных инвесторов.

 

Международное сотрудничество

Министерство транспорта и коммуникаций осуществляет содействие повышению эффективности работы в области транспортной деятельности, росту конкурентоспособности белорусских перевозчиков на рынке транспортных услуг и развитию экспорта, обеспечивает развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей по вопросам, отнесенным к компетенции Минтранса, проведение единой государственной политики в области транспортно-экспедиционной деятельности, развитие и совершенствование транспортно-экспедиционных услуг, транспортной логистики в целях оптимизации перевозок внешнеторговых грузов. Эффективному решению данных задач способствует взаимодействие Министерства транспорта и коммуникаций и национальных ассоциаций перевозчиков БАМАП и экспедиторов БАМЭ.
 
Активно сотрудничает Минтранс с международными правительственными (КВТ ЕЭК ООН, ЕКМТ, ЕК ЕС, КТС СНГ, МСД СНГ, ЕврАзЭС) и неправительственными (IRU, FIATA) организациями, является участником основных международных конвенций и соглашений, регулирующих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров.
 
Республикой Беларусь заключены двусторонние соглашения с 42 государствами, а с 48 государствами производится обмен разрешениями, дающими право белорусским перевозчикам на осуществление международных перевозок по территории этих государств.

В результате проводимой Министерством транспорта и коммуникаций продуманной и целенаправленной политики в области транспортного комплекса постоянно совершенствуются и развиваются условия для его эффективного развития, привлекательности нашей территории и законодательства для участников международной транспортной системы.
 
 

 

 

© 2012 РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
Министерства иностранных дел Республики Беларусь