Торгово-экономические отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика торговли товарами Республики Беларусь с Китаем, включая Гонконг, Макао и Тайвань, в 2009–2015 гг. (тыс. долл.)

 

Год

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2009

1 375 287

216 706

1 158 581

- 941 876

2010

2 299 060

512 911

1 786 149

- 1 273 238

2011

3 011 784

697 183

2 314 601

- 1 617 418

2012

2 946 667

468 603

2 478 064

- 2 009 461

2013

3 483 719

536 151

2 947 568

- 2 411 417

2014

014

713 393

2 493 854

- 1 780 461

2015

3 301700

828700

2 473000

- 1 644 300

2015 г. к 2014 г., %

102,9

116,4

99

 

 

За январь–сентябрь 2016 года товарооборот Беларуси и материкового Китая составил 1724,5 млн. $ (78% к январю–сентябрю 2015 года), объем белорусского экспорта – 298,9 млн. $ (46,4%), импорта – 1425,5 млн. $ (91%). Сальдо отрицательное – 1126,6 млн. $.

Падение объемов экспорта обусловлено главным образом сокращением поставок калийных удобрений в связи с поздним заключением контракта (в июле 2016 года с понижением цены на 30% по сравнению с 2015 годом) с китайским консорциумом на поставку удобрений в 2016 году.

Основные статьи импорта КНР, которые соотносятся с экспортными статьями Республики Беларуси

 

Наименование

Январь – сентябрь 2016 г.,

млн. долл. США

Интегральные схемы

163 994

Контрольно-измерительные приборы

22 292

Лесоматериалы необработанные

5 977

Молочная продукция

4 983

Шкуры КРС

2 284

Говядина

1 903

Калийные удобрения

1 169

Пиво

525

Рапсовое масло

379

Капролактам

217

 

Предприятия-резиденты СЭЗ «Витебск» осуществляли в 2016 году лен, чесаный или обработанный каким-либо другим способом, очесы и отходы льна, прочие ткани льняные); РУПТП «Оршанский льнокомбинат» , лен, чесаный или обработанный каким-либо другим способом, очесы и отходы льна, прочие ткани льняные);

Страховая поддержка

На 1 января 2017 г. на страховом рынке Республики Беларусь страховую деятельность осуществляют 19 страховых организаций, из них 8 государственных и с долей государства в их уставных фондах, 8 с участием иностранного капитала. Три страховые организации осуществляют добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии, одна осуществляет деятельность исключительно по перестрахованию.

За 2016 год страховые взносы по прямому страхованию и сострахованию составили 987,9  млн рублей. По сравнению с 2015 годом темп роста составил 120,1 процента (в текущих ценах). Страховые взносы по добровольным видам страхования составили 542,1 млн рублей (темп роста по сравнению с 2015 годом составил 126,5 процента). Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме страховых взносов составляет  54,9 процента.

Страховые взносы по обязательным видам страхования составили 445,8 млн рублей (увеличение по сравнению с 2015 годом на 13,1 процента). Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме страховых взносов составляет 45,1 процента. Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили за 2016 год 540,8 млн рублей, что на 14,4 процента больше, чем за 2015 год.

Уровень страховых выплат в общей сумме страховых взносов за 2016 год составил 54,7 процента.

Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант" готово оказывать страховую поддержку белорусско-китайским предприятиям. В 2016 году предприятие предоставило страховое покрытие по внешнеторговым операциям белорусских экспортеров с резидентами Китая на сумму 180 тыс. долларов США.

Отдельные показатели деятельности страховых организаций Республики Беларусь на 1 января 2017 года

 

Товаропроводящая сеть в Китае

Товаропроводящая сеть белорусских организаций за рубежом

ОАО "Полоцк-Стекловолокно" является членом концерна " Белнефтехим",которым создана отраслевая товаропроводящая сеть в Китае- компания " Belneftekhim Shanghai Trading", Шанхай. При необходимости продукция Общества поставляется в Китай через ОТПС концерна. Поставки в Китай осуществляются в основном через морской порт в Риге.

Перспективные экономические проекты в Китае

 

Последние политические решения, принятые руководством КНР, показывают, что Китай во главу угла ставит рыночные механизмы регулирования своей экономики и развития внешних связей. Белорусским экспортерам следует учитывать, что сегодня успех товара на китайском рынке во многом определяется его высоким качеством при приемлемой цене, привлекательными потребительскими свойствами, дизайном и другими рыночными характеристиками.

В силу объективных причин динамика белорусского экспорта в КНР уже на протяжении ряда лет определяется узкой группой товаров: калийные удобрения, капролактам, полиамиды, в гораздо меньшей степени – жгут синтетических нитей (продукция концерна «Белнефтехим»), а также грузовые автомобили БелАЗ, комбайны, тракторы, отчасти – интегральные схемы (продукция предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь). Из-за высокой себестоимости и дорогой логистики либо по качеству прочая продукция имеет низкие шансы быть проданной на местном рынке и не экспортируется вовсе либо поставляется в ограниченных  количествах, которые не могут заметно повлиять на динамику экспортных поставок (товары легкой промышленности, строительной отрасли, фармакологической промышленности, изделия деревообработки и станкостроения).

В связи с колебаниями конъюнктуры и появлением объективно непредсказуемого спроса в какой-либо период могут «выстрелить» специфические товары, как это произошло с сухостоем в 2013 – 2014 гг., который охотно используется китайскими мебельщиками для изготовления элитной мебели «под старину» (древоточины, выбоины, царапины и т. п. дефекты древесины при этом приветствуются) или подгузниками в 2014 году.

Кроме перечисленных выше позиций имеются возможности для увеличения (возобновления) экспорта в Китай следующих товаров: крахмал, сухая молочная сыворотка, детское питание, лен, кожа из шкур крупного рогатого скота, шерсть нечесаная, лесоматериалы необработанные. При изменении ценовой конъюнктуры и иных условий на рынке России возможна переориентация на Китай крупных поставок сухого молока. При содействии Посольства Беларуси в Китае открыт канал экспорта в КНР белорусской пушнины. Есть шансы у таких белорусских товаров, как продукция из хрусталя, водочные и кондитерские изделия, пиво, квас, минеральная и питьевая вода, говядина, косметика, товары класса «люкс».

В принципе, если не рассматривать вопрос экспорта с государственных высот (когда речь идет о миллионах и десятках миллионов долларов), а опуститься до уровня малых и средних предприятий (МСП) с гораздо более скромными планами, то можно сказать, что у таких предприятий возможности тоже есть, причем по более широкому кругу товаров. Правда, работать с крупными китайскими компаниями МСП не могут по одной простой причине - масштабы. Допустим, вы нашли заинтересованного в вашей продукции крупного китайского партнера и готовы продать ему, скажем, мед. Первый вопрос партнера: «Сколько тысяч тонн вы можете продать?». Немая сцена…

Выход здесь видится один - партнера следует искать, что называется, «на районе». В последнее время существенно активизировалось сотрудничество между провинциями КНР и белорусскими областями, а также на уровне город – город. Все чаще китайские деловые делегации из регионов посещают Минск и областные города, а делегации белорусских регионов выезжают в Китай. Очевидно, что именно в этой сфере сотрудничества следует искать резервы для развития торговли, и в первую очередь этот касается именно МСП. Им необходимо следить за сообщениями СМИ, запрашивать информацию в Национальном центре маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь (Национальный центр маркетинга), Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) и их областных филиалах о проведении очередного круглого стола или бизнес-семинара с участием китайских гостей, стремится принять в мероприятиях участие с целью поиска партнеров. Как представляется, шансы установления деловых отношений в этом случае выше, чем с компаниями из крупных городов и богатых провинций.

Справочно

Принято делить города Китая на 5 групп (уровней). Города первого уровня – Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь (16 млн. домашних хозяйств с совокупным доходом около 1 трлн. долл. США). Города второго уровня, как правило, имеют население не менее 5 млн. чел. (часто к ним относят столицы провинций; 24 города, 38 млн. хозяйств с доходом около 2 трлн. долл.), города третьего уровня – города с населением 2–4 млн. чел. (228 городов, 75 млн. хозяйств с 3 трлн. долл. дохода), 4-й уровень – население до 1 млн. чел, 322 города, 86 млн. хозяйств, 5-й уровень – население до 500 тыс. чел., 1300 городов, 169 млн. хозяйств. Совокупный доход населения городов 4-го и 5-го уровня – 7 трлн. долл. Существуют иные классификации городов Китая. См., например, списки журнала «Форбс» топ-25 городов Китая с коммерческой, инновационной, затратной и туристической точек зрения.

Транснациональные компании ритейла размещаются преимущественно в городах первого и второго уровня, в более богатых провинциях восточного побережья. В настоящее время наблюдается сильная тенденция стремительного проникновения крупнейших международных корпораций ритейла в города более низкого уровня, вплоть до 4-го. При  этом местные компании быстро приспосабливаются и осваивают современные технологии розничной торговли.

Правительство Китая уделяет большое внимание развитию как Интернета, так и электронной торговли. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил, что киберпространство является весьма перспективной площадкой для инноваций. По его словам, кардинальные изменения происходят и в области логистики. «Мы поощряем инновационную деятельность предприятий в этой сфере», – подчеркнул он. В обнародованной в этой связи директиве Госсовета КНР сообщается, что интернет-торговля способствует развитию внутреннего рынка потребления и увеличению объема продаж китайских товаров за рубежом. «Китай постарается сделать рынок коммерции «более умным» в городах и повысить качество предоставляемых в сельской местности услуг электронной торговли и логистики», – говорится в директиве. В рамках этой инициативы «правительство КНР поддерживает меры магазинов по продвижению и продаже их продукции и услуг через интернет, а также рекомендует сделать более оперативной доставку товаров и улучшить послепродажное обслуживание в сельской местности», – отмечается в документе.

В 2015 году общее число пользователей интернета в Китае увеличилось почти на 40 млн. человек – до 668 млн. Из этого количества около 620 млн. пользователей для выхода в сеть (и часто – для поиска товаров и совершения покупок) используют мобильные телефоны. При этом объем онлайн-ритейла в стране составил 3 трлн. 877,3 млрд. юаней (около 605 млрд. долл. США) с приростом 33,3%.

В Республике Беларусь вопросами продвижения белорусских товаров на рынок КНР посредством электронных площадок занимаются Национальном центре маркетинга и конъюнктуры цен и ОАО «Белорусская товарная биржа», которые установили контакт с крупнейшими операторами интернет-торговли в Китае (и мире) компаниями Alibaba и JDcom. 

Сегодня одна из основополагающих площадок электронных продаж в Китае – это социальная сеть WeChat. Если же вы хотите продвигать свой товар и услуги на китайском рынке, то это приложение может стать одной из важных составляющих вашей маркетинговой стратегии в КНР.

В России, Беларуси самые популярные площадки - ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и Instagram. Ни одна из этих площадок не популярна в Китае, а последние три и вовсе заблокированы. Зато количество аккаунтов WeChat к декабрю 2015 года составило 1 млрд, а число активных пользователей достигло 650 млн. человек, больше половины из которых открывают приложение более 10 раз в день. 70 миллионов пользователей Wechat находятся за пределами Китая. 

WeChat - это китайский Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и Instagram в одном приложении. И даже больше.

Вот короткий список того, что можно делать в этом приложении: оплачивать покупки в интернете и во многих офлайн-магазинах; заказывать еду; покупать билеты в кино; вызывать такси; делиться фотографиями и текстом с друзьями; переводить деньги другим пользователям; бронировать рейсы на самолеты и поезда; читать новости.

Если у вас есть китайская компания, то вы можете создать аккаунт для продвижения своего товара или сервиса через WeChat. Базовые функции позволяют публиковать новости и статьи, которые приходят вашим подписчикам в виде уведомлений. Однако при желании учетную запись можно превратить в полноценную торговую платформу, встроив туда меню с обратной связью, прайсами, каталогами, возможностью принимать платежи и другими функциями, которые ограничены разве что фантазией и профессионализмом ваших разработчиков. А если учесть, что большинство жителей Китая выходят в интернет через свои смартфоны, то WeChat становится особенно ценным инструментом.

 

© 2012 РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
Министерства иностранных дел Республики Беларусь