Политика

Социальная политика белорусского государства и основные направления ее совершенствования

Для нашей страны государственная социальная политика была и остается главным приоритетом, ее основная цель — обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни.

Реформирование общества создало новую социальную среду и потребовало выработки эффективной социальной политики, которая реализуется в рамках «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.». Она является необходимым условием для экономического подъема, а соответствующие социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.

Необходимо, с одной стороны, аккумулировать средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а с другой — поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: образование, науку, культуру, здравоохранение (имея в первую очередь доступную, бесплатную медицинскую помощь). Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан — обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения».

Важнейшей составной частью системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Оно охватывает более чем четвертую часть населения республики: на начало 2002 года пенсии получали свыше 2,6 млн. человек. Для Беларуси характерен опережающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Если в 1999 г. соотношение средней пенсии и средней заработной платы по народному хозяйству составляло 35,8%, то в 2001 г. — 42,1%. Позитивная динамика наблюдалась и в реальном содержании пенсии. За 1999-2001 гг. величина средней пенсии по отношению к бюджету прожиточного минимума пенсионера возросла на 50 процентных пунктов и составила 126,0%.

Основные направления деятельности государства по поддержанию социально приемлемого уровня и качества жизни граждан старшего поколения, механизмы их реализации отражены в «Республиканской Комплексной программе по проблемам пожилых людей на 2001-2005 гг.». Программой предусматривается проведение научных исследований в части социально-правовой защиты, развития инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей, предусматриваются конкретные меры по созданию благоприятных условий для реализации их интеллектуальных и культурных потребностей, адресной социальной поддержки и пр.

Другими приоритетами государственной социальной политики страны являются социальная защита семьи, улучшение ее положения в обществе, охрана материнства и детства. В Беларуси сформирована законодательная база по осуществлению государственной политики в отношении детей, создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. В Республике Беларусь успешно выполняется Президентская Программа «Дети Беларуси», в которой предусмотрены меры, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния детей и семей, улучшение условий для их воспитания.

Здоровье нации является приоритетным направлением в социальной политике государства. Система здравоохранения республики сохранила гибкость и управляемость, обеспечивая доступность медицинской помощи всем социальным слоям населения без исключения. Благодаря социально-политической стабильности в стране, сохранению лучших традиций в области охраны здоровья, Республика Беларусь по таким показателям здоровья населения, как младенческая и материнская смертность, темпам снижения продолжительности жизни, уровню инфекционной заболеваемости выгодно отличается от всех республик бывшего СССР.

Национальная политика развития отрасли нашла свое отражение в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь, которая закладывает в основу деятельности всей системы охраны здоровья такие императивы, как справедливость, этика, права человека, высокая эффективность и надежные социальные гарантии. Концепция направлена на совершенствование экономических отношений в отрасли, реструктуризацию медицинской помощи по ее видам и уровням с сохранением бюджетного финансирования.

В республике также принята Концепция санаторно-курортной помощи, основными целями которой являются восстановление и укрепление здоровья, улучшение качества жизни белорусского народа.

Ключевым звеном в решении задачи всемерного улучшения здоровья нации, оказания медицинской помощи и профилактики болезней является лекарственное обеспечение отрасли. Государственная программа развития фармацевтической промышленности республики предполагает первоочередное производство высокоэффективных отечественных лекарственных препаратов, техническое перевооружение и реконструкцию имеющихся производств, создание новых предприятий по выпуску лекарственных средств.

Стратегия развития материально-технической базы здравоохранения определена в Государственной программе укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения республики на 2000-2002 годы и на период до 2005 г., в соответствии с которой отрасль получит более шестидесяти новых либо реконструированных объектов здравоохранения.

В стране реализуются Государственная программа «Здоровье народа», Государственные научно-технические программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Охрана материнства и медицинская генетика», Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту, Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь и др.

Важной социальной проблемой в Республике Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ущерб, нанесенный Республике Беларусь в расчете на 30-летний период преодоления катастрофы, оценивается в 235 миллиардов долларов США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии.

Две трети всех выброшенных из поврежденного реактора ЧАЭС радионуклидов выпало на нашу территорию. Загрязнению подверглось более 25% сельскохозяйственных угодий, из которых 265 тыс. гектаров полностью исключены из сельскохозяйственного оборота. От последствий аварии пострадал каждый пятый житель республики, в том числе более полумиллиона детей. Из загрязненных районов было отселено 135 тыс. человек.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС негативно отразилась на состоянии здоровья населения. По данным специалистов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, ежегодно у переселенцев, ликвидаторов и людей, живущих на загрязненных территориях, отмечается высокий рост заболеваемости по всем классам болезней. Бесспорным является воздействие чернобыльской катастрофы на рост заболеваемости раком щитовидной железы. Среднегодовая заболеваемость раком щитовидной железы у детей возросла приблизительно в 50 раз.

Сейчас Беларусь вступает в период отдаленных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Диапазон проблем, которые поставила чернобыльская катастрофа перед государством, очень широк. Все они носят долгосрочный характер и еще многие годы будут оставаться в центре внимания ученых, мировой общественности, государственных органов. К их решению подключены практически все научные учреждения и высшие учебные заведения республики, которые имеют соответствующих специалистов и материально-техническое обеспечение.

За прошедшие 16 лет в Республике Беларусь было принято около 100 правительственных и директивных документов по чернобыльской тематике. Разработана и претворяется в жизнь Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. вопросы преодоления на ЧАЭС выделены отдельным пунктом. Программа предусматривает концентрацию усилий на решении следующих приоритетных проблем: совершенствование системы медицинской помощи пострадавшему населению, особенно ликвидаторам и детям; обеспечение необходимых мер по социальной защите пострадавших граждан; благоустройство загрязненных населенных пунктов Брестской, Гомельской и Могилевской областей и, в первую очередь, на территории с плотностью радиоактивного загрязнения 185 кБк/кв.м и выше. Огромнейшее значение придается развитию национальной системы образования. Выбор Республикой Беларусь курса на создание социального государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития. В результате уровень грамотности взрослого населения страны достиг 99,6%. По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире. В последние годы расходы на систему образования в Беларуси выросли до 6,7% ВВП, или 24% консолидированного бюджета, что является наивысшим показателем не только среди государств СНГ, но и всех европейских стран с переходной экономикой и в 1,5 раза выше среднемирового уровня. Принятые Правительством программы предполагают повышение к 2006 г. уровня финансирования образовательной отрасли до 10% от ВВП.

От уровня развития образования в стране зависят качество жизни и перспективы экономического развития. Система образования играет важную роль в обеспечении технологического перевооружения страны. По показателям, учитываемым ООН при расчете индекса технологического развития, Беларусь не уступает странам-лидерам и значительно опережает Канаду, Польшу, Италию по количеству патентов на душу населения; Польшу, США, Великобританию, Германию, Норвегию — по численности студентов вузов, обучающихся по естественно-научным и техническим специальностям.

В основе государственной политики в области образования, проводимой в Республике Беларусь, начиная со второй половины девяностых годов лежат принципы:

  • обеспечения равного доступа к образованию;
  • реализации социальной справедливости в получении образования;
  • повышения качества образования.

Важным шагом в реализации принципа доступности образования является обеспечение массового охвата детей дошкольным образованием. К 2002 г. этот показатель достиг 70,7% (в 1994 г. — 58,5%) и является лучшим в СНГ. К 2005 г. планируется обеспечить полный охват детей 5-летнего возраста дошкольным образованием.

Значительно увеличилась сеть учебных заведений нового типа, которые обеспечивают получение образования углубленного уровня. Идет переход к обязательному изучению иностранных языков в начальной школе. В 2000/2001 учебном году 38% учащихся начальной школы изучали иностранный язык. Высочайшими темпами развивается высшая школа в республике. Контингент студентов вырос с 173,8 тыс. человек в 1994 году до 301,8 тыс. человек в 2001 году (рост 174%) и составляет 302 студента на 10 тыс. населения, что сопоставимо с показателями развитых стран Европы. Идет процесс перехода к 12-летнему полному среднему образованию, что создаст предпосылки к осуществлению перехода высшей школы к четырехлетнему сроку обучения на базе 12-летней школы. Этот процесс соответствует принципам перехода к 2008-2010 гг. европейской высшей школы к 4-летнему высшему образованию.

Огромное значение уделяется обеспечению прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. С 1998 года в республике широкое развитие получило создание центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. На сегодняшний день в стране функционирует 95 таких центров. Издан первый в истории Беларуси букварь для слепых детей, первые учебники получили дети с тяжелой умственной недостаточностью.

Важнейшей задачей является повышение качества образования. Решение этой задачи напрямую связано с качеством учебно-методического обеспечения. Однако его уровень не отвечает современным требованиям. Это особенно касается внедрения информационных технологий. Сегодня только 39% базовых школ имеют компьютерные классы, 75% компьютерного парка выпущено в 1985-1992 гг. Поставка компьютерной техники и обеспечение школ и других образовательных учреждений доступом к глобальным информационным ресурсам является важнейшей задачей.

Правильность государственной политики в области реформирования системы образования, направленной на повышение эффективности образования, подтверждается и тем, что, по данным последнего отчета ООН о человеческом развитии, Республика Беларусь в глобальном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала переместилась с 57-го на 53-е место, продолжая удерживать лидерство среди стран СНГ.

Реализация мероприятий по развитию образования позволит к 2010 г. завершить формирование целостной национальной системы непрерывного образования, обеспечивающей решение задач по формированию гражданина, высокопрофессионального специалиста на уровне требований XXI века.

 

Внешняя политика Беларуси — традиции и современность прагматичного добрососедства

После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену в двух качествах: как новое независимое государство, возникшее в результате распада СССР, и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.

Существовавшие на территории Беларуси Полоцкое, Туровское и другие княжества Древней Беларуси (IХ — ХIII вв.), Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII — ХVIII вв.), Белорусская Народная Республика (1918 – 1925 гг.), Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919 – 1990 гг.) проводили активную внешнюю политику.

Изучение внешнеполитического опыта и традиций белорусских территориально-государственных образований свидетельствует о наличии последовательности и преемственности в их внешней политике. Среди таких внешнеполитических императивов уместно выделить следующие:

  • жизненная необходимость сохранения суверенитета и независимости Беларуси;
  • обеспечение территориальной целостности страны, неприкосновенности ее границ, единства этнической территории проживания белорусов;
  • недопущение вмешательства иностранных государств и других внешних сил во внутренние дела белорусского государства;
  • достижение национального согласия по основополагающим вопросам развития государства и общества, обеспечение единства внутренней и внешней политики.

Судьба белорусского народа во все времена зависела от состояния межгосударственных отношений в Европе. Была ли Беларусь частью Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского, Речи Посполитой или Российской империи, любой конфликт приводил к гибели людей и разрушениям на белорусской земле. В этой связи сегодня Республика Беларусь рассматривает процесс сближения европейских государств как основу для формирования прочных партнерских отношений и с восточными, и с западными странами, необходимую предпосылку последовательного укрепления доверия, взаимопонимания и мира в регионе.

* * *

Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 27 августа 1991 года конституционного статуса, провозглашение экономической и политической независимости Беларуси открыли качественно новый период международной деятельности страны.

Реализовав свое естественное право на независимость, Республика Беларусь (решение о переименовании БССР в Республику Беларусь было принято Верховным Советом БССР 19 сентября 1991 года) приступила к строительству суверенного государства, проведению самостоятельной внешней политики, направленной на укрепление независимости, включение в общеевропейские процессы, активизацию сотрудничества с соседними странами и мировыми державами.

Реальное становление белорусской внешней политики, формирование ее основных системных параметров по определению было непростым процессом. Необходимо было найти оптимальные формы участия в создании нового механизма взаимодействия на постсоветском пространстве. Восстановить разорванные связи, прагматично используя сохранившиеся. Выстроить политический фундамент контактов со странами Запада. Включиться в создание систем глобальной и региональной безопасности. Обеспечить продвижение собственных внешнеэкономических интересов, отстоять свою нишу в мировой экономической системе.

В свою очередь, формировать самостоятельный международный курс Беларуси пришлось в предельно сложных и неоднозначных условиях. Внутренние системные преобразования в стране совпали с глобальным переделом мирового порядка конца XX века. Возникали и укреплялись новые центры влияния, множилось количество суверенных субъектов международных отношений. На рубеже XX-XXI веков активизировалась трансформация системы факторов, определяющих силу того или иного государства: возросло значение финансовой мощи, оперативности коммуникаций, научного потенциала. В то же время, сохранили свою значимость «классические» военно-политические инструменты внешней политики.

С окончанием «холодной войны» борьба за сферы влияния между наиболее мощными акторами международных отношений распалась на множество локальных эпизодов. На волне сепаратизма, других проявлений национального и религиозного экстремизма возник ряд новых региональных конфликтов. Углубившаяся неравномерность экономического развития государств создала питательную среду для накопления кризисного потенциала во многих регионах мира. На этой основе стали возникать и стремительно разрастаться разного рода экстремистские политические течения. Таким образом, на смену угрозе мировой ядерной катастрофы пришли новые вызовы — международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля, распространение оружия массового уничтожения, глобальные финансово-экономические, экологические кризисы и массовые эпидемии.

Все эти особенности современного мирового развития обрели принципиальное значение для Республики Беларусь, наложили серьезный отпечаток на ее внешнюю политику, эффективность которой во многом зависит от точности соотнесения мировых политических и экономических тенденций с национальными целями и возможностями на международной арене.

Тем не менее, даже в этих, далеко не самых благоприятных, условиях транспарентность и демократичность были и остаются политическими основами международной стратегии Республики Беларусь.

 

Цели и задачи Республики Беларусь на международной арене

В силу сложных поворотов истории Беларуси формирование ее современной внешней политики пошло по пути синтеза исторических традиций, положительных наработок советского периода с принципиально новыми подходами, диктуемыми кардинальными изменениями как в Республике Беларусь, так и на мировой арене.

Менталитет белорусского народа, который всегда был настроен на поиск друзей и партнеров, специфика современной фазы развития международных отношений, прагматичный экономический расчет обусловили избранный Республикой Беларусь магистральный курс на многовекторность своей внешней политики, органически сочетающей конструктивную работу на всех направлениях.

Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений — это естественная мировая практика. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности Республика Беларусь формулирует и реализует приоритетные направления своей внешней политики.

К базовым принципам современной белорусской внешней политики относятся:

  • соразмерность внешнеполитических целей национальным ресурсам, адекватность этих целей фактическому вкладу в укрепление международных позиций Республики Беларусь;
  • повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь, ее национальной экономики в условиях глобализации;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права; развитие на их основе всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов мирового сообщества;
  • добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;
  • приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;
  • отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

Стратегические цели Республики Беларусь на международной арене:

  • защита суверенитета государства;
  • защита интересов граждан, общества и государства;
  • сохранение безъядерного статуса;
  • приобретение нейтрального статуса.

Основными задачами Республики Беларусь в области внешней политики являются:

  • создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;
  • равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, образовательное, культурное и информационное пространство;
  • содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на принципах международного права;
  • формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;
  • защита прав и интересов граждан Республики Беларусь за рубежом;
  • содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов и выходцев из Республики Беларусь, проживающих за пределами её территории;
  • содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового уничтожения и контролю над вооружениями;
  • расширение международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;
  • привлечение внешних интеллектуальных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;
  • участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.

 

Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны, как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа.

В настоящее время Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 153 странами мира, в 45 из которых открыто 52 дипломатических представительства. В их числе 43 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях и 7 консульств. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.

Иностранные государства представлены в Беларуси 33 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации — 12 представительствами. По совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 82 иностранных диппредставительства.

В настоящее время Республикой Беларусь осуществляется исполнение 2750 международных договоров. Из них 1420 — двусторонние, 1330 — многосторонние договоры.

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь — страны-соседи. Прежде всего, Россия — не только как главный рынок сбыта, источник сырья и энергоносителей, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь – партнеры по СНГ. Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных после развала СССР связей, во имя успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государств-участников СНГ еще более осложнилось после череды прокатившихся по постсоветсткому пространству «цветных революций». В государствах, переживших такое потрясение, наметился отход от интеграционных планов в формате СНГ, что не может не затруднять восстановление полноценного экономического сотрудничества, негативно сказываясь и на иных сферах жизненных интересов народов, населяющих пространство Содружества. Это побуждает Республику Беларусь искать новые формулы взаимодействия в рамках СНГ, проявлять большую гибкость, терпение в сочетании с последовательностью и настойчивостью. При всей сложности задач и неоднозначности, порой диаметральности позиций руководства стран, входящих в пространство СНГ, Беларусь рассматривает интеграцию в рамках Содружества, Евразийского экономического сообщества, ЕЭП, ОДКБ как магистральный внешнеполитический приоритет.

Добрососедские отношения на двусторонней основе, их успешная экономическая составляющая дают Республике Беларусь дополнительные аргументы в переживающем непростые времена диалоге с Евросоюзом.

Значительная часть политического диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. Усилия белорусской стороны в области взаимодействия с ОБСЕ направлены на укрепление всех составляющих сотрудничества в формате этой организации, содействие ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более полного учета интересов каждого государства-участника.

Многосторонняя дипломатия в целом является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Активно используя трибуны ООН, ОБСЕ, Движения неприсоединения для утверждения мирных и справедливых подходов при решении любых даже самых острых конфликтов, Беларусь тем самым подтверждает на международной арене имидж миролюбивого государства. Последовательная политика в сфере ядерного разоружения, участие в большинстве режимов нераспространения обеспечивает Беларуси высокое международное признание.

Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области поддержания международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в области борьбы с международным терроризмом.

Республика Беларусь решительно не приемлет вмешательства в свои внутренние дела, не позволяя при этом и себе поступать так в отношениях с другими странами. С одной стороны, такая позиция делает взаимоотношения с Республикой Беларусь предпочтительными с точки зрения большинства государств мира, с другой — становиться преградой для иного мирового порядка, который хотели бы установить некоторые страны. При том, что сохранение суверенного права на выбор собственного пути развития, на принятие самостоятельных решений является обязательным элементом демократического и справедливого мироустройства.

Республика Беларусь исходит из убеждения, что мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах.

В качестве наиболее перспективных направлений внешней политики Беларуси заявляют о себе с выгодных позиций азиатско-африканский и латиноамериканский вектора. В основе их потенциала лежит и созвучность позиций по вопросам насущной международной тематики, и реальные договоренности, и открытые симпатии к Беларуси.

 

© 2012 РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
Министерства иностранных дел Республики Беларусь