Язык, письменность, культура, религия

Язык

Белорусский язык — язык коренного населения Республики Беларусь. В 14-17 вв. язык белорусов являлся государственным языком Великого княжества Литовского. После включения территории Беларуси в состав Российской империи здесь стал распространяться русский язык.

В 1990 г. принят Закон «О языках в Республике Беларусь», провозгласивший белорусский язык государственным. В результате всенародного референдума 14 мая 1995 г. равный статус с белорусским придан русскому языку. Каждой национальности, проживающей на территории Беларуси, гарантируется право изучать свой родной язык и пользоваться им.

Письменность

Истоки белорусской литературы лежат в глубокой древности. Она неразрывно связана с устно-поэтическим народным творчеством и фольклором, который считается одним из богатейших в славянском мире. Зарождение литературы на белорусских землях непосредственно связано с появлением в 10 в. письменности. Крупными центрами распространения письменности становятся города Полоцк и Смоленск, где в 12-13 вв. зарождается местное летописание, появляются значительные произведения автобиографического жанра («Житие Евфросиньи Полоцкой» и «Житие Авраамия Смоленского». Белорусская (Полоцкая) тема звучит в летописи «Повесть временных лет» и в «Слове о полку Игореве» — шедеврах древней восточнославянской литературы.

Для дальнейшего становления и развития белорусской литературы в 14-15 вв. важнейшее значение имело объединение белорусских земель в Великом княжестве Литовском, в котором старобелорусский язык имел статус государственного. Достижением белорусской исторической прозы 14-16 вв. стало белорусско-литовское летописание («Летописец великих князей литовских», «Белорусско-литовская летопись 1446 года», «Хроника Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского», «Хроника Быховца»).

Важнейшим памятником белорусской деловой письменности и правовой мысли стали Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов.

Этапное значение имела деятельность белорусского гуманиста-просветителя, основателя восточнославянского книгопечатания, писателя и переводчика Франциска Скорины. Скорина перевел на язык, который был близок языку древней белорусской письменности, а в 1517-1519 гг. издал в Праге 23 книги Библии. Первую книгу на старобелорусском языке на территории современной Беларуси издал Сымон Будный («Катехизис», 1562; Несвиж). В середине 17 в. начал свою деятельность белорусско-русский поэт, драматург и просветитель Симеон Полоцкий.

В целом белорусская литература этой эпохи вплоть до 1-й половины 19 в. развивалась в русле тех направлений, которые были господствующими в Западной Европе.

В 1-й половине 19 в. в литературе появляются новые, романтические явления, которые содействовали ориентации на живой язык и фольклор. Самым ярким представителем этого направления был великий польский и белорусский поэт Адам Мицкевич, который посвятил белорусской земле одно из самых значительных своих произведений — поэму «Пан Тадеуш». К этому же времени относится начало литературной деятельности Винцента Дунина-Марцинкевича, которого считают родоначальником современной белорусской литературы. Из-под его пера вышли сборник стихов «Вечерницы», «Гапон», «Щаровские дожинки», пьесы «Идиллия», «Пинская шляхта».

Наиболее значительной личностью последней трети 19 в. является Франтишек Богушевич (сборники «Дудка белорусская», «Смычок белорусский»), по существу первый народный и национальный писатель.

Важную роль в развитии белорусской литературы сыграли первые легальные белорусские газеты «Наша доля» и особенно «Наша ніва», вокруг которой объединились Янка Купала, Якуб Колас, Элоиза Пашкевич, Максим Богданович, Змитрок Бядуля, Максим Горецкий, Констанция Буйло, Алесь Гарун и другие. Этапным явлением стали проникнутые национальной идеей сборники Э. Пашкевич «Скрипка белорусская» и «Крест на свободу», Я. Купалы «Жалейка», «Гусляр» и «Дорогой жизни», его романтические и драматические поэмы, пьесы «Павлинка» и «Разоренное гнездо», сборники Я. Коласа «Песни жалости», «Рассказы», «Родные образы», поэтический сборник М. Богдановича «Венок». Яркие страницы в историю белорусской прозы этого периода вписали также М. Горецкий и З. Бядуля.

В годы Великой Отечественной войны особенно актуальными были художественная публицистика и сатира. Самые значительные достижения в поэзии — цикл Пимена Панченки «Иранский дневник», поэма Аркадия Кулешова «Знамя бригады». Вершина белорусской прозы военных лет — романы Кузьмы Чорного «Млечный путь», «Поиски будущего», «Большой день».

Для белорусской советской литературы надолго определяющей становится тема войны: прозаические произведения Ивана Шамякина «Глубокое течение», «Тревожное счастье», Михася Лынькова «Незабываемые дни», Алеся Адамовича «Хатынская повесть» и «Каратели», Ивана Пташникова «Тартак», «Найдорф», поэма Рыгора Бородулина «Блокада». Особенно значительно в этом отношении творчество Василя Быкова (повести «Мертвым не болит», «Сотников», «Круглянский мост», «Знак беды» и др.). Кроме военной тематики белорусская проза отражала проблемы жизни белорусской деревни («Полесская хроника» Ивана Мележа, «Нижние Бойдуны» Янки Брыля, произведения Адамчика, Стрельцова). Активизируется исторический жанр. Самым ярким представителем этого жанра является Владимир Короткевич — автор повестей «Седая легенда», «Дикая охота короля Стаха», романа «Колосья под серпом твоим».

В середине 1950-1970-х гг. в белорусскую поэзию пришло много ярких творческих индивидуальностей, среди которых Григорий Бородулин, Геннадий Буравкин, Олег Лойко, Нил Гилевич, Евгения Янищиц, Сергей Законников, Геннадий Пашков, Алесь Розанов и др. Самые значительные имена белорусской драматургии этого периода — Андрей Макаенок, Владимир Бутромеев, Алексей Дударев.

После 1986 г. актуальной для белорусской литературы становится чернобыльская проблематика (повесть И. Шамякина «Злая звезда», поэзия Г. Буравкина, С. Законникова).

Творческие усилия представителей белорусской литературы объединяет Союз белорусских писателей, который является общественной организацией. Поэтические и прозаические произведения белорусской литературы переведены на языки многих народов мира.

Культура

Национальная культура белорусов своими корнями уходит в глубокую древность. Белорусский народ накопил колоссальные духовные богатства, отражающие все многообразие его бытия в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и иных проявлениях. Белорусская культура, развиваясь по пути сохранения национальных традиций, одновременно является и частью мировой культуры.

Белорусы создали уникальный многожанровый фольклор, который считается одним из богатейших в славянском мире. Среди выдающихся белорусских просветителей — Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский, первопечатник и создатель первой в восточнославянском регионе печатной Библии Франциск Скорина. Основой культуры стала литература, классику которой сформировали Винцент Дунин-Марцинкевич, Франтишек Богушевич, Алоиза Пашкевич, Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас.

Многие реалии белорусской культуры стали символами национальной самобытности. Слуцкие пояса, многоцветная “кафля”, ажурные “ выцинанка” и резьба, крест Евфросинии Полоцкой, живопись Марка Шагала, Казимира Малевича, Василия Кандинского и белорусский балет — таковы общеизвестные свидетельства белорусского культурного присутствия в мире.

Белорусские художественные промыслы являются неотъемлемой частью национальной культуры. Самобытные по форме и конструктивному решению предметы из лозы, дерева, соломки, швейные изделия из льна производят белорусские мастера.

В Беларуси работают 27 театров, 158 кинотеатров, 56 профессиональных музыкальных и хореографических коллективов, 129 музеев, 4725 библиотек, 4260 клубных учреждений, 24 парка культуры и отдыха, 524 детские музыкальные, художественные школы и школы искусства, 3 высших учебных заведения культуры и искусства.

Музейный фонд Республики Беларусь составляет более 2,5 млн. экспонатов, ежегодно все музеи Беларуси посещают около 4 млн. человек. К числу интересных для отечественных и зарубежных посетителей можно отнести мемориальный комплекс “Брестская крепость-герой” с музеем обороны Брестской крепости в годы Великой Отечественной войны, мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс “Хатынь” в память жителей деревни Хатынь и других белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками вместе с населением в 1941-1944 гг., филиал Национального музея истории и культуры Беларуси “Мирский замок”, являющийся жемчужиной белорусского оборонного зодчества и другие.

Международное признание получили кинематографисты Республики Беларусь. Созданные ими картины принимали участие во многих международных кинофорумах, где неоднократно отмечались наградами.

В Беларуси сформировалась система проведения международных фестивалей, конкурсов, выставок. Традиционными стали международные музыкальные фестивали “Белорусская музыкальная осень”, “Минская весна”, “Славянский базар в Витебске”, “Золотой шлягер”, джазовый фестиваль, фестиваль камерной музыки “Музы Несвижа”, современной хореографии в Витебске, белорусской песни и поэзии в Молодечно, старинной и современной музыки в Полоцке.

Издательскую деятельность осуществляют 545 издательств и издающих организаций различных форм собственности и 491 субъект хозяйствования, занимающихся полиграфической деятельностью. На одного жителя Беларуси в год приходится по 5,5 новой книжки.

Религия

В силу своего геополитического положения Беларусь всю свою историю стояла на стыке двух миров, двух культур и идеологий, была своеобразной зоной взаимодействия православно-византийской и католическо-романской цивилизаций. Это определило ее уникальное культурное и историческое положение в Европе. Синкретическая, преимущественно православно-католическая культура народа Беларуси обогащалась достижениями других культур, осваивая прежде всего те ценности, которые могли адаптироваться на местной почве. Значительная роль в развитии общей культуры народа Беларуси принадлежит представителям традиционных религий.

Взаимоотношения двух основных религий Беларуси — православия и католицизма носили, как правило, толерантный характер. Православный народ Беларуси до Брестской церковной унии 1596 г. составлял доминирующее конфессиональное большинство и значительно преобладал по численности над местными католиками, иудеями, мусульманами, протестантами. В 17-19 вв. православные насильственно переводились в униатство, во многом воспринявшее православные традиции, церковные ритуалы и использующее в культовой практике церковно-славянский и живой народный язык. В конце 18 в. униаты составляли до 70% всех жителей Беларуси, католики — около 15%, православные — 6%, иудеи — 7%, протестанты и другие — около 2%.

В 1839 г. уния на землях Беларуси (также Литвы и большей части Украины) была ликвидирована, а униатская церковь присоединена к русской православной церкви. Православное население в Беларуси вновь стало численно доминирующим (более 66% на начало 20 в.).

За последние десятилетия (1980-2003 гг.) религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала прежде всего демократизация общественной жизни. В религии стали видеть гарантию стабильности, порядка, незыблемости духовных устоев общества, возрождение национальных традиций народа.

Религиозная деятельность всех конфессий в Беларуси особенно активизировалась с конца 1980-х гг. Об этом свидетельствуют социологические исследования. Так, в 1989 г. к числу атеистов относили себя 65% опрошенных, в 1994 г. их насчитывалось только 32% (то есть на 30% меньше). Значительно увеличилось количество верующих — с 22% до 43,4% в 1994 г. При этом религиозность среди женщин была выше, чем среди мужчин (54,6% против 33,3%). Среди старших возрастных групп доля верующих среди женщин была в 1,5-2 раза выше, чем среди мужчин. Среди молодежи склонность к религии распределилась между полами фактически равномерно. Исследования в начале 1990-х гг. показали, что среди верующих с православием отождествляет себя около 70%, с католицизмом — 15-20%, с протестантизмом — около 2%.

При поддержке властей произошли позитивные изменения в культурно-религиозной жизни национальных меньшинств. С 1992 г. в Беларуси действует Закон «О национальных меньшинствах», согласно которому государство содействует созданию материальных условий для развития образования и культуры национальных меньшинств путем выделения из государственного бюджета необходимых для этого средств. С 1994 г. в Минске действует Республиканский центр национальных культур, одной из целей которого является своеобразное моделирование в миниатюре межнациональных отношений, характерных для экономически развитых многонациональных стран Европы, Америки, Азии.

Большинство религиозных организаций способствуют межконфессиональному взаимопониманию, сохранению традиций толерантности в обществе. Взвешенная позиция государства, поиски компромиссов на пути создания гражданского общества способствуют тому, что в настоящее время государственная идеология складывается на основе общехристианских ценностей, а не на основе учения одной отдельно взятой конфессии. Межконфессиональному согласию содействует созданный в январе 1997 г. на базе Совета по делам религий при Кабинете Министров Республики Беларусь Государственный комитет по делам религий и национальностей, который выполняет функции контролирующего органа и исследовательского и координационного центра. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» прошел международную экспертизу и был признан отвечающим международным стандартам. На начало 2002 года количество религиозных конфессий в Беларуси достигло 26.

Православная церковь

Среди православных явно преобладают представители коренной нации — белорусы. Кроме этнических белорусов православную веру в Беларуси исповедуют также представители различных этнокультурных общностей, среди которых преобладают русские и украинцы.

С 1986 по 2003 гг. государство передало православным общинам более 350 культовых сооружений (церквей), закрытых до этого для богослужения. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. восстановлена Гомельская и основана Брестская епархиальные кафедры, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, в 1992 г. — Туровская и Витебская кафедры. Вместе с Минской все 10 епархий входят в состав основанного в 1989 г. Белорусского Экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского Экзархата — Белорусская православная церковь.

Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом — Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

На начало 2002 года в Беларуси действовали 983 православные церкви, около 135 находились в стадии строительства. В 1990-х годов. начался процесс возрождения монастырей. В 1992 г. восстановлен в Полоцке Спасо-Евфросиньевский женский монастырь. Полоцкий монастырь снова стал очагом просвещения и милосердия, каким его создала еще в 12 в. причисленная к лику святых игуменья Евфросиния. К концу 2002 г. в Беларуси действовало 5 мужских и 8 женских православных монастырей. 12 православных братств проводят работы по строительству и ремонту храмов, оказанию благотворительной помощи одиноким престарелым людям, уходу за больными, организации братских певчих хоров, библиотек, воскресных школ, осуществлении издательской деятельности.

Сестры милосердия (7 православных сестричеств) проводят значительную миссионерскую деятельность, ухаживают за престарелыми и одинокими людьми, больными, работают в Институте травматологии и ортопедии, детском отделении 1-й клинической больницы в Минске.

В организациях Белорусской православной церкви насчитывается более 1119 священников. Для подготовки священников с 1989 г. на базе Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря действует Минская духовная семинария. Сейчас это высшее религиозное учебное заведение, куда имеют право поступать желающие из всех бывших республик СССР. При семинарии действуют воскресная школа и регентский класс. Профессию регента и псаломщика получают также выпускники Минского и Витебского духовных училищ.

В 1993 г. при Европейском гуманитарном университете в Минске открыт богословский факультет, деканом которого является митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Кроме богословия в программу обучения входит изучение истории церквей и христианских конфессий, педагогика, психология, литература, искусство. Изучаются также 2 современных зарубежных и 4 древних языка.

Римско-католическая церковь

Римско-католическая церковь относится к числу традиционных религий в Беларуси. Католицизм начал активно распространяться на землях Беларуси с конца 14 в.

В 1830-е гг. до начала 20 в. и в 1920-1980 гг. католическая церковь подвергалась преследованиям и дискриминации со стороны царских, а потом — советских властей. Позитивные перемены в отношении к католикам Беларуси (а также и к верующим других религий) начались с 1988 г., когда началась регистрация ранее закрытых властями парафий (общин) и организация новых. По состоянию на 2002 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано более 482 римско-католических общин, около половины которых приходится на Гродненскую область с польским населением. В приходах Беларуси служат свыше 285 ксендзов (более половины из которых являются гражданами Польши). За 1988-1997 гг. римско-католической церкви были возвращены около 200 храмов. За последние годы около 60 костелов реставрированы и функционируют. На начало 2002 года работали 345 храмов, возводились 38.

Важным событием в жизни римско-католической церкви на Беларуси явилось восстановление кафедрального костела в Минске в 1994-1997 гг., которое проводили польские реставраторы в содружестве с белорусскими специалистами. Рост количества католических общин за последнее десятилетие обусловил реорганизацию структуры управления римско-католической церкви в Беларуси. В 1991 г. с благословления Папы в Беларуси были созданы 3 епархии — Гродненская, Пинская и Минско-Могилевская. В 1999 г. образована Конференция католических епископов в Беларуси, которую возглавляет кардинал К. Свёнтэк. Минско-Могилевская епархия охватывает восточные регионы Беларуси, где католическая церковь оказывается под значительным влиянием местных этнических особенностей и поэтому в меньшей степени, чем в западных регионах, выступает носителем польской культуры и самосознания. С целью активизации и координации деятельности всех приходов с 1996 г. проводятся сессии Синода римско-католической церкви в Беларуси.

Многие католические храмы Беларуси в последние годы возродили свою былую славу религиозных центров и мест паломничества. К ним относится, например, костел бернардинцев 16 в. в поселке Будслав Мядельского района Минской области, где находится чудотворная икона Божией Матери. В 1995 г. Папа Иоанн Павел II издал декрет о коронации Будславской, а также Брестской и Логишинской икон Божией матери. Торжественные коронации икон состоялись в 1996 г. в Логишине Брестской области и Бресте, в 1998 г. — в Будславе.

Многие католические храмы Беларуси — центры не только религиозной, но и культурно-просветительской жизни. Одним из таких центров стал костел св. Симона и Елены в Минске. При храме функционирует воскресная школа для детей и взрослых, молодежное общество «Свет жизни», организованы детский хор «Голос души», театры одного актера «Зніч» и «Анёл». Костелом основан католический журнал «Вера и жизнь». Издательским центром печатается многочисленная христианская литература на белорусском и поль-ском языках. С 1995 г. действует католическое «Христианское общество милосердия». Людям, которые живут в недостатке, оказывается гуманитарная и врачебная помощь, действуют бесплатные столовые.

По инициативе римско-католической парафии г. Могилева с 1993 г. здесь проводится международный фестиваль духовной (христианской) музыки «Магутны Божа». Его цель — возрождение и взаимообогащение музыкальной культуры народов Европы, объединение христиан различных конфессий. В фестивале часто принимают участие музыкальные коллективы из Украины, Польши, России, Германии, Франции и других стран.

Протестантские церкви

Численность протестантских общин увеличивается с каждым годом. Особенно значительное количество их зарегистрировано в Полесье (южные районы Брестской, Гомельской и частично Минской областей). Зона устойчивого влияния протестантизма расширяется с запада на восток.

Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с 16 в. В настоящее время зарегистрированы две лютеранские общины в Гродно и по одной в Минске и Витебске. Большинство верующих составляют этнические немцы. С 16 в. эта вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии вместе с немецкими купцами, ремесленниками, учеными-богословами, военнослужащими. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично латышского, литовского и польского) населения Беларуси. На конец июля 2002 г. в Беларуси действовали 19 лютеранских общин и 2 кальвинистские общины.

Достаточно активно в настоящее время в Беларуси распространяются различные современные протестантские христианские учения. Модернистская направленность в отношении догматики, культа, обрядности способствует довольно широкому восприятию идей протестантизма как идеологии современности, позволяющей адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. За последнее десятилетие количество протестантских течений в Беларуси увеличилось в 5 раз — с 3 до 15, число общин — в 3 раза. Там, где традиционные религии в силу определенных политических и исторических причин ослабили свое влияние, возникает широкое поле для миссионерской деятельности протестантских проповедников. За последние десятилетия поле миссионерской деятельности протестантов стало смещаться в восточные области Беларуси, наиболее пострадавшие от «всеобщего атеизма» в советское время.

Конфессиональное течение христиане веры евангельской (ХВЕ) образовалось в Беларуси в 1988 г., после выхода из Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Благодаря этому обстоятельству ХВЕ, которые ранее регистрировались только в составе ЕХБ, в настоящее время имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций республики. На 25 июля 2002 г. насчитывалось 494 общины, в том числе 146 общин в Брестской и 138 общин в Минской областях. В 1988 г.насчитывалось всего 39 общин. Кроме Союза ЕХБ (272 общины) зарегистрированы 9 общин христиан веры апостольской. Зарегистрированы также Белорусская конференция Адвентистов седьмого дня (56 общин), Христиане Полного Евангелия (64 общины). Легализована деятельность конфессионального объединения иеговистов (27 общин).

Униатство

К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство (синонимы — «греко-латинская», «греко-католическая», «православно-католическая», «белорусская» вера). В 1596 г. в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством римского папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако признавали верховенство римского папы и некоторые католические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурный характер. Деятельность униатской церкви в Беларуси и восточных областях Литвы и Украины была запрещена царскими властями в 1839 г. на церковном соборе в г. Полоцке, однако долгое время униатство сохранялось среди украинского населения западных областей Украины и смежных районов Польши, Словакии, Румынии, Венгрии.

В Беларуси униатство возродилось в конце 1980-х гг. Небольшие группы униатов стали объединяться и регистрироваться общинами с 1989 г. В отличие от многих других конфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежа или значительной части населения республики. В 2002 г. зарегистрировано 14 униатских общин (9 — в 1994 г.).

Иудаизм

Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в 9-13 вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину 17 — 1-ю половину 18 в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е гг. несколько тормозится процессом постоянной эмиграции (соответственно и сокращением численности еврейского населения в Беларуси), а также внутренним религиозным расколом. По состоянию на середину 2002 г. в Беларуси действовали 25 общин ортодоксального и 12 общин прогрессивного иудаизма. Руководство последних пополняется в основном молодежью и интеллигенцией, которые, обладая высоким уровнем еврейского национального самосознания, не склонны к конфессиональной изоляции, социально мобильны и активны. В ряде городов, в том числе и в Минске, открыты и функционируют 6 синагог, работает 19 священнослужителей.

Ислам

Ислам в Беларуси распространился в 14-16 вв. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с 14 в. татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты. К концу 16 в. в Беларуси и Литве осело более 100 тыс. человек татарского населения, включая принятых на службу, добровольно переселившихся, военнопленных и пр.

Вероисповедание местных татар относится к суннитскому толку ислама.

Большинство белорусских татар (и особенно молодежь) не очень хорошо знают каноны традиционной веры, конфессионально нейтральны и склонны к религиозной толерантности. Культурно-религиозная элита татар с симпатией относится к идее белорусского национального возрождения и принимает в этом процессе непосредственное участие.

На середину 2002 года насчитывалось 27 мусульманских общин. Подавляющее большинство их зарегистрировано в Гродненской области (10 общин), в Минске (3) и Минской области (6), а также в Могилевской (1) и Витебской (5) областях.

Новые религиозные направления

На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны (7 общин), Бахаи (6 общин). В последние годы в Беларуси были зафиксированы попытки создания деструктивных сект — Белого братства, АУМ Сенрикё, сатанистов. В Республике Беларусь проводится работа по ликвидации влияния деструктивных сект на население. В 1995 г. Кабинет Министров Республики Беларусь принял Положение о порядке приглашения и деятельности зарубежных священнослужителей на территории Республики Беларусь.

При Государственном комитете по делам религий и национальностей Республики Беларусь создан экспертный совет, в который входят ученые-религиоведы, философы, историки, юристы, медики. Его задачей является проведение экспертизы вероучения, статуса и деятельности новых религиозных течений.

© 2017 РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
Министерства иностранных дел Республики Беларусь